Каждое первое воскресенье месяца в Аштанга Йога центре в Бангкоке проходит конференция, на которой Бунчу Танти делится с нами различными аспектами практики и освещает грядущие события и планы. В июне атмосфера конференции была особенной. Говоря о страхах в практике, серьезность темы Бунчу разбавлял шутками и забавными историями. В общем, конференция получилась очень душевной и веселой. Вот о чем нам поведал Бунчу.
Когда мы начинаем практиковать, все становится легко. До того, как я начал посещать майсор классы, я практиковал самостоятельно почти два года. Я занимался по видео Дэвида Свенсона, Лино Миеле, Шарата, Джона Скотта. Я смотрел по три видео каждый день. Я хотел понять технику выполнения асан, так я и запомнил последовательность. И когда я пришел на майсор в первый раз, я мог сделать почти все, кроме, наверное, пробросов назад и вперед. Я был немного больше по размеру, т.к. много ел. У меня были мышцы, но все тело было жесткое. И если вы не ходите на занятия, вы не знаете, как люди занимаются на самом деле. Или если вы практикуете самостоятельно без какого-либо опыта за плечами, то вам неизвестно, что ваше тело должно быть мягче, как правильно дышать или как корректно выполнять те или иные асаны.
Для меня практика первой серии не была очень сложной. Я быстро выучил виньясы и научился делать пробросы, но я не мог, например, завести ноги за голову. Я мог завести одну ногу, но никак не получалось с другой. А еще мосты для меня были сложными. Я мог опуститься, но расстояние между руками и ногами было очень широким, и я не мог подняться. Но однажды я, наконец-то, смог завести ноги за голову, но т.к. тело было жестким, я травмировал ребра и шею. В итоге, я не мог поворачивать голову в левую сторону и не практиковал две недели. Мои друзья в Майами писали мне сообщения, спрашивая жив ли я. Для облегчения боли, я тогда использовал ментоловый лосьон, а у него был очень специфичный запах. И каждый раз все в шале знали, что я пришел заниматься. И когда запах исчез на две недели из шалы, все начали переживать, а Кино с Тимом (речь о Кино Макгрегор и Тиме Фельдманне) начали писать мне сообщения, спрашивая, все ли со мной в порядке, а я даже не мог повернуть шею. И они посоветовали мне продолжать практиковать, но очень медленно. Суть этой истории в том, что после травмы, у меня появился страх, а именно заводить ноги за голову. Страх пришел от опыта. И каждый раз после этого, пытаясь завести ногу за голову, у меня возникала мысль, что я не смогу это сделать или я опять травмируюсь. И прошло достаточно продолжительное время, до того, пока не ушел страх, и я снова смог завести ноги за голову. Эта ситуация дала мне самый лучший урок в моей жизни и практике: все нужно делать аккуратно и маленькими шагами, чтобы не травмировать себя. Моя ситуация — это неправильный путь, необходимо учиться делать все в правильном направлении.
И я хочу поговорить о страхе. Я очень люблю фильм «После нашей эры» с Уиллом Смитом. Мой любимый момент это, когда главный герой попадает с сыном на Землю, и они не имеют понятия, где они и что их окружает. Сайфер Рейдж (главный герой, которого играет Уилл Смит) говорит своему сыну: «Чтобы бы не произошло, оставайся спокойным. Ты должен быть смелым и ничего не бояться. Страх – это результат воображения. Он не существует, это просто то, о чем ты думаешь. Но опасность реальна». Таким образом, страх может и не появиться, а опасность обязательно появится.
Часто, когда мы начинаем освоение прогибов, нам страшно. А когда страх появляется в нашей голове, сердце начинает биться чаще. У нас начинает все трястись, а дыхание становится частым и обрывистым. Но если вы знаете, что и как нужно делать правильно, вы легко справитесь со страхом. Например, начиная опускаться, вы дышите медленно, возможно запрокидываете голову назад и на этом этапе даже не возникает страха. Но, как только, вы начинаете раскрывать грудную клетку и опускаться ниже, вас накрывает волна страха, и вы останавливаетесь. И это, как раз тот момент, где вам необходимо остановится.
Самая последняя стадия страха – смерть. Когда вы умираете, вам уже нечего бояться. В йога сутрах говорится о 5 страданиях: Авидья (неведение), Асмита (отождествление себя с телом), Рага (влечение), Двеша (отвращение) и Абхинивеша (страх смерти). И если вы чего-то боитесь, то конечной точкой страха будет смерть. Если вы боитесь получить травму во время практики, то вы ее обязательно получите. Даже в буддизме есть четыре стадии принятия: быть рожденным, больным, состаренным и мертвым. Рождение – это начало, а все остальное страх. Болезнь и смерть стоят по одну сторону. Так будет всегда и это никогда и никуда не исчезнет, и нам лишь нужно это принять.
Что касается практики асан, я приведу примеры трех учителей, которые могут провести через страх и побороть его. Первый – Гуруджи Паттабхи Джойс. Самый большой страх у всех возникает в дропбэках, а особенно если вы делаете захваты. При недостатке определенного опыта нам будет непонятно, в чем заключается страх при их выполнении. Гуруджи мог подойти и сказать: «Опускайся!» И у студентов возникал страх по отношению к нему, чем по отношению к дропбэку. Он говорил: «Давай опускайся, сейчас!» И при этом он становился рядом и смотрел на тебя. И ты думал: « Я сделаю, только не подходи очень близко». И не задумываясь, ты выполнял необходимое движение, делал захваты и, потом, поднимаясь, не понимал: А как это вообще все произошло?! У Гуруджи была особая энергия и сила йогина. И когда он приближался, все понимали, что необходимо делать.
Второй учитель – это Шарат. Он знает, что в нас сидит страх. Он подходит к тебе и улыбается, и ты чувствуешь его энергию. Она у него очень мягкая, также как и его руки, а голос его вибрирует на низких частотах. Когда он к тебе подходит, порою чувствуешь страх перед ним, а не перед асаной. Ты делаешь все сам, а когда ты уходишь в прогиб и он дотрагивается до твоих рук, ты сразу чувствуешь, что твое тело становится мягким. Оно не сопротивляется движению и, вот, он желанный захват. Весь секрет в мягкой энергии Шарата .
И третий учитель из моего собственного опыта, мой учитель – Тим Фельдманн. Он танцор и его движения очень плавные. В его руках ты перестаешь бояться, и двигаешься плавно. Ты как бы танцуешь с ним, несмотря на свой страх. Ты мягко опускаешься и поднимаешься. Каждый учитель – это личность и каждый, по своему, проведет тебя через твои страхи и, в конце концов, ты избавишься от них. И моя философия такая же.
Многие люди могут без проблем делать прогибы, но многим очень сложно найти внутренний баланс. Даже, казалось бы, такая простая асана, как Уттита Хаста Падангуштасана, в которой, как правило, не возникает страха, но в которой очень сложно найти баланс, особенно во время лэд класса. И даже если вы можете выполнить ее с прямыми ногами, вы никогда не можете быть уверенны, что удержите баланс в ней. И в этом есть небольшая доля страха. Тоже самое происходит, когда мы делаем пробросы или стойки на руках. И то, что вы можете коснуться ногами пола при пробросе или упасть из стойки на руках несет в себе неуверенность. А эта самая неуверенность зарождает страх. И важно именно осознавать тот момент и прочувствовать его. Когда вы будете понимать, что именно вы чувствуете в тот самый момент, страх уйдет. Чаще всего наш страх это всего лишь игра воображения. В то же время быть бесстрашным можно рассматривать как эгоизм по отношению к своему телу.
И, напоследок, я вам расскажу одну историю. Мне ее рассказал Тим. Это произошло в 2005 году в Майсоре. Один мужчина начинал свою практику. Он расстелил свой коврик, сходил в уборную и собирался начать выполнять Приветствие Солнцу, он расправил плечи и к нему подошел Гуруджи и сказал: «Опускайся в мост!» Мужчина отказывался, а Гуружди настаивал: «Не бойся! Опускайся!» В итоге он опустился и Гуруджи сделал с ним захваты. И тут подошел Шарат и сказал, что мужчина собирался только начать свою практику, а Гуруджи подумал, что он был готов к дропбэку. И этот пример, как раз, ярко иллюстрирует, что значит не бояться.
Рассказчик Boonchu Tanti
Больше информации о AYBKK:
Ashtanga Yoga Center of Bangkok IG AYBKK Interview